Космос-Веб: нам 20 лет

В этом году нам исполняется 20 лет — очень серьезная дата для диджитал-агентства. Мы многое успели за это время, и сегодня решили поделиться с вами лонгридом с мемуарами: написали небольшую автобиографию. Здесь будут победы и поражения, мечты и цели, а главное — то, как они стали реальностью.
2004
Сначала была мечта.
Наш основатель, Михаил Тверской, работал фрилансером, специализировался на дизайне, а заодно делал и разработку. Иногда — работал с друзьями, и в какой-то момент понял свою цель: объединить вместе талантливых людей и сделать что-то классное. То, что сделает мир лучше.

Друзья превратились в первых сотрудников — одним из них стал Максим Мамыкин, в будущем — соучредитель и коммерческий директор компании. Тогда Максим еще не имел много опыта, и набивал руку уже в процессе, в полевых условиях.

Нашли в команду сильного технического специалиста — им стал Иван Пономаренко, который надолго занял одно из ключевых мест в Космосе. Иван сделал CMS, которую тоже назвали «Космос», или «Космос CMS». На ней мы и делали сайты в то время.
Так один фрилансер превратился в молодую новосибирскую веб-студию. Компания получила название Космос-Веб: неймингом занимались по-простому, записали несколько вариантов в обычном блокноте. Долго выбирать не пришлось, слово «Космос» отзывалось каждому.

Проработали первый прайс-лист, в 2004 году цены были такие: сайт-визитка от 2500 рублей, корпоративный сайт от 40 000, интернет-магазин около 70 000.
Нарисовали и сверстали первый сайт компании.

Сняли первый офис в бизнес-центре — 36 квадратов. На тот момент офис был недостроенный, его еще даже не ввели в эксплуатацию.
Провели интернет в офис, сначала себе, а затем появился дополнительный способ заработка — поставили тарелку. Начали проводили сеть в соседние офисы.
2005
На дворе была эпоха Flash, и мы активно использовали Флэш-анимации в своих работах. Делали сайты с упором в креатив и динамику — сохраняем эту традицию по сей день. Мы росли, проекты становились все круче и круче, их начали обсуждать в комьюнити. Наши кейсы стали появляться в блогах и тогдашних интернет-журналах.

К нам присоединился будущий арт-директор и соучредитель — Илья Зевакин. На тот момент — в качестве ведущего дизайнера. Одной из любимых тем Ильи с детства был космос, поэтому компания «зацепила» его с первого взгляда.

Еще одной важной фигурой в нашей истории стал Михаил Мельников. Работая на позиции менеджера проектов, он вложил в культуру компании массу энергии, нервов и сил: по-настоящему «горел» за Космос. Сейчас Михаил — продакт-лид в 2ГИС.
Одним из первых прорывных проектов Космоса стал сайт застройщика ГК «Строитель», в 2006 году. Сделали сайт для ЖК, где пользователь мог пройти что-то вроде виртуального тура, созданного с помощью Флэш-анимации.

Добавили одну из самых запоминающихся пасхалок в своей истории: на парковке виртуального дома пользователь мог попасть в игру Doom. Осторожно, видео ниже — со скримером! 🙂 Пасхалки нулевых — они такие.
Разрабатываем сайты для знаковых компаний Новосибирска: New York Pizza, Кузина, New York Times и Diner.

Мы начали понимать, что хороши в своем деле, стали поднимать прайсы.
2007
Важным этапом для развития компании стало участие нашего друга — Константина Степанова, опытного специалиста по консалтингу из Москвы. Забавный факт — мы познакомились с ним в тогда еще популярном мессенджере ICQ. Константин привел к нам первых серьезных клиентов из столицы: Нидан Соки, Brunswick Rail Leasing, Dow Jones Factiva, Rusglobal, Nikolskaya Plaza.

2008
Отказались от коммерческой разработки на собственной CMS, перешли на стремительно набиравший популярность 1С-Битрикс.
Вошли в топ-100 ведущих веб-студий по версии Тэглайна.
Провели среди космонавтов штурм, чтобы сделать c нуля собственные проекты, и в результате реализовали следующие:
- Shake Party. Путеводитель по миру коктейлей с онлайн-шейкером для подбора ингредиентов.
- Web Exhibition. Сервис для проведения онлайн-выставок, цифровой экспоцентр.
- NskGid. Новостной портал и каталог развлечений города.
- Окнатория. Онлайн-подборщик пластиковых окон с интеграцией производителей.
- На этом этапе мы придумали идею трекера привычек Humanitool, которую реализовали только через 18 лет, в виде мобильного приложения.

2008
Нас не обошел стороной Международный экономический кризис. Многие клиенты поставили проекты на паузу, и компании пришлось провести сокращение сотрудников. Расставались со слезами на глазах. В итоге мы во многом изменили подход к работе и вышли из кризисного состояния, а многие из сотрудников вернулись в компанию.
Чтобы победить кризис, мы изменили продуктовую линейку и стали очень тщательно подходить к этапу проектирования — в итоге именно эти действия принесли нужный результат.
В конце 2008 отпраздновали выход из кризиса: впервые попробовали себя как спикеры, выступили на первых Сибирских интернет-неделях. На тот момент это было единственное крупное событие на тему digital в Сибири.

В Космосе впервые появилось направление интернет-маркетинга, которое тогда носило название «Юпитер».
После кризиса пошел резкий рост.
2009
В Космосе появилось направление «Лайт», которое занималось разработкой недорогих сайтов.

Руководителем «Лайт» стал Василий Чупис. Под его руководством направление быстро стало показывать высокие финансовые результаты.

2010
Сделали один из самых запоминающихся своих проектов: продумали наружную рекламную кампанию для провайдера «Сибирские сети» и тарифа «Ночной отрыв». Кейс широко освещался в тематических СМИ, попал на Sostav и в бизнес-линч Артемия Лебедева.

Выходим на уровень системообразующих предприятий — делаем проект для компании Новосибирскэнергосбыт.

Впервые появились в «Рейтинге Рунета», в рейтинге веб-студий России.
В какой-то момент мы решили получить свежий взгляд, нанять директора со стороны, и это стало большой ошибкой. Пока результаты направления «Лайт» росли, общая бухгалтерия компании стремилась к огромному кассовому разрыву.
2011
В результате было принято решение снова сменить директора: им стал Василий Чупис — это место он занимает до сих пор. Ему пришлось разгребать проблемы, оставшеся после предыдущего руководителя, однако со временем финансовая жизнь компании встала на свои рельсы.
Несколько космонавтов переходят к работе над проектом MyHome совместно с нашими друзьями: известным новосибирским предпринимателем Андреем Алексеевым и компанией «Большая Медведица».
За два года команда проекта разработала большой маркетплейс по строительству и ремонтов домов, сделала его №1 в своей нише по посещаемости, количеству пользователей и контенту.

2012
Начали работать над сайтом аэропорта Толмачево. Это был первый сайт, который мы позиционировали как адаптивный. На проектирование, дизайн и согласования ушло больше года. К сегодняшнему дню мы сделали сайты для 26 аэропортов России, принадлежащих компании Новапорт и корпорации AEON.

Разработали сайт для знакового новосибирского ЖК «Европейский берег». Этот ЖК — проект застройщика Сибакадемстрой, который позже сделал ребрендинг и превратился в «Бруснику». Позже мы сделали редизайн сайта для бренда «Брусника».

2013
Проработали бизнес-процессы, ввели ежемесячные и еженедельные собрания. Начали писать стратегические планы на год, планировать выручку и прибыль.
Разрабатали сайт, биллинговую систему и личный кабинет для компании ТГК-11, участника группы «Интер РАО» и одной из крупнейших теплогенерирующих компаний Сибири. Это первая госкомпания, с которой мы начали работать в рамках тендера.

Вернулись в ТОП-100 digital production’ов по версии Тэглайна.
2014
Разработали сайт для крупного федерального банка Межтопэнергобанк.

В конце года начинаем готовиться к десятилетию компании, делаем отдельный лендинг «Космос — 10!».

2015
Разработали сайт для мэрии Новосибирска — это стало началом долгого сотрудничества.

2016
Разработали новую айдентику и корпоративный сайт производителя электроники «Вега-Абсолют», наследника легендарной «Веги».

2017
Начинаем сотрудничество с банком ВТБ. Разрабатываем дизайн-концепцию для проекта «ВТБ Private Banking» — продукт для статусных клиентов, объединяющий в себе гибкость и надежность государственного банка.

2018
Начали активно работать над направлением SMM, и уже в следующем году появился первый крупный клиент: делаем продвижение в социальных сетях для компании «Деловые линии».

Не забыли, что сапожник должен быть с сапогами: разработали для Космоса новый сайт. Это была уже седьмая по счету версия за время существования компании.

2019
Взялись за публичные мероприятия — провели бизнес-завтрак, который позже станет прообразом нашего бренда ивентов «Космический ликбез».

Продолжили сотрудничество с мэрией Новосибирска. Создали социальную экосистему, где жители города могут выбирать доступные услуги и льготы, звонить, задавать вопросы и оставлять заявки. Разработали сайт и настроили «под ключ» колл-центр на базе Битрикс24 Enterprise.

2020
Проекты Космоса, сайты для интернет-журнала YogaFoodMood и провайдера «Электронный город», получили первые места на конкурсе «Золотой сайт».

Не остались в стороне от мировых проблем: за несколько дней разработали сайт благотворительного проекта «День Первый», посвященного борьбе с вирусом. Поддерживали, дорабатывали и улучшали сайт в течение всей весны, в круглосуточном режиме.

2021
Руководителем отдела интернет-маркетинга становится Фёдор Зверев, под его руководством направление начинает быстро расти.

Сделали первую конференцию под брендом «Космический ликбез». Провели ивент в Новосибирске и с тех пор проводим каждый год.
На «Космических ликбезах» мы рассказываем о маркетинге, дизайне, разработке, приглашаем в качестве спикеров друзей компании. В 2024 году одним из спикеров стал наш друг Алексей Сладких — арт-директор и коуч.
Появляется новое направление: мобильная разработка, которое возглавляет Михаил Тверской, основатель Космоса. Делаем приложение для группы компаний МИРА.

В конце года впервые вышли на первое место во всероссийском рейтинге агентств по разработке и продвижению сайтов. Уже пять лет подряд держим первенство, лишь единожды уступив его.
2022
Провели «Космический ликбез» в рамках особой концепции. Каждое выступление — совместное: наш эксперт + представитель одного из заказчиков. В парах с нашими спикерами выступили руководители компаний: застройщик КПД-Газстрой, экзаменационный центр Magellan Exams, генеральный подрядчик ПРОВИКОН, сеть клиник UMC.

Одержали победу в финальном матче Eliga — Сибирская Футбольная Лига. Наши игроки стали золотыми призерами дивизиона Thursday.

2023
Снова собрали лавры на «Золотом сайте»: наш сайт для экзаменационного центра Magellan Exams завоевал два первых места, в номинациях «UI/UX» и «Сайт образовательного учреждения».

Tagline Awards также не обошли наши проекты вниманием: получили золото в номинации «Лучший сайт о медицине» за разработку нового сайта клиники «Стоматика», а также серебро и бронзу за проекты по SMM.
2024
Разработали совершенно особенный сайт, знаковый для нас — ОКБ5. Представители опытно-конструкторского бюро — наши давние друзья. Дело всей их жизни — разработка малых спутников. Так мы еще раз соприкоснулись с Космосом, доказали, что мы — космонавты не только по названию.

Собрали рекордное число регистраций на «Космический ликбез», провели ивент с особенным шиком. В 2025 — сделаем еще громче, лучше, больше.
2025
Вышли на 1 место во всероссийском рейтинге веб-студий среди компаний, работающих в ценовом сегменте от 1 до 5 миллионов рублей.
Разрабатываем лучший, по нашему мнению, трекер привычек — мобильное приложение Humanitool. Выполнили запуск в RuStore и Google Play, сейчас двигаемся к запуску в AppStore.

Сейчас Космос — это более 80 экспертов, больше 1200 проектов и 700 довольных клиентов.
То, что начиналось как мечта и маленькая группа друзей, стало реальностью: мы собрали классных людей и талантливых специалистов, чтобы помогать бизнесам наших заказчиков. Превращать цифровой хаос в порядок и радовать пользователей.

В этом году нам исполняется 20 лет. Спасибо, что вы с нами! Ваш Космос.